ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

это надо обязательно знать (ритмы жизни)
  1. Оффлайн

    admin

    Администраторы

    Сообщений: 1100

    Симпатий: 15

    Мне один хороший знакомый прислал очень интересную информацию.
    Как раз она будет всем нам сегодня в тему. Ведь пару дней назад прошло католическое Рождество, на носу Новый Год, а затем Православное Рождество, и далее Старый Новый Год.
    Эти "удивительные" праздники надо обязательно разъяснить.
    Итак читаем:

    ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

    Календарь — привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет — древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд. Земля несется по солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год — вокруг Солнца. Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря, который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени. Лунный календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным. От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а точнее — 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно было вести счет дням, а потом и месяцам.

    В лунном календаре сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвя¬щены римским богам и верховным правителям. Например, месяц март был назван в честь бога Марса (мартиус), месяц май посвящен богине Майе, июль назван в честь римского императора Юлия Цезаря, а август — по имени императора Октавиана Августа. В древнем мире с III века до Рождества Христова по плоти применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного года на 4 дня за 4 года. В Египте по наб¬людениям за Сириусом и Солнцем был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365 суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5 дней в честь «рождения богов».

    В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь — юлианский. За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астроно¬мического — 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года.

    В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней — 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря.

    Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослу¬жения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском . Соборе*, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой — юлианским календарем — не может быть изменена под страхом анафемы — отлучения и отвержения от Церкви.

    В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря — григорианский. Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григо¬рианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его. Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старо¬го стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.

    На Руси, начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с церков¬ной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и отмечали так более200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от сотворения мира.

    19 декабря 7208 года ("от сотворения мира") Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года — 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова». В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира — 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весе¬лии друг друга поздравлять с Новым годом... По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать раке¬ты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Счет лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С распространением безбожия среди ин¬теллигенции и историков они стали избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его Рождества на так называемую «нашу эру».

    После октябрьского переворота и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).

    Григорианский календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С течением време¬ни разница григорианского с юлианским календарем увеличивается. Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем нарастает: в XVIII веке — 11 дней, в XIX веке — 12 дней, в XX и XXI веках — 13 дней, в XXII — 14 дней.
    Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлиан¬ским календарем — в отличие от католиков, которые пользуются григорианским.

    В то же время введение григорианского календаря гражданской властью привело к некоторым трудностям для православных христиан. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещен в Рождественский пост, когда веселиться не подобает. Кроме того, по церковному календарю 1 января (19 декабря по старому стилю) отмечается память святого мученика Вонифатия, который покровительствует людям, желающим избавиться от злоупотребления спиртными напитками — а вся наша огромная страна встречает этот день с бокалами в руках. Православные люди празднуют Новый год «по-старому», 14 января.

    -------------------
    Это отсканированные две странички, из книги "Православная энциклопедия".
    27 декабря 2008 - 08:20 / #1
  2. Оффлайн

    admin

    Администраторы

    Сообщений: 1100

    Симпатий: 15

    ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

    1 января, в тот день, когда после ночного разгульного празднования Нового года нехристиане спят тяжелым сном, Православная Церковь празднует память святого мученика Вонифатия. Этому святому молятся об освобождении от пагубной бесовской страсти пьянства.


    В советское время в России большевики установили григорианский календарь, где Новый год стал одним из центральных праздников и празднуется в пост, перед Рождеством Христовым. Это был сильный удар по духовной составляющей части бытия русского народа.

    За десятилетия советской власти православные традиции были размыты и для советского народа не Пасха и не Рождество, а именно Новый год стал самым главным праздником. Его отмечают, неумеренно предаваясь питию, забывая о том, что грядет Рождество, которое встречается радостно, с трезвыми мыслями и трезвой душой, покаянными настроениями.

    Хорошо бы знать и уважать свою национальную традицию встречи Рождества, а не те традиции, которые появились относительно недавно в советские безбожные времена.


    Люди, которые готовятся к встрече Рождества, говеют, переживают дни поста, не будут увлекаться веселием и питием в Новый год.

    Новый год может быть отчетным рубежом для государства, для предприятия, а для человеческой души рубеж и отчет может быть перед великими праздниками Господними. Мы знаем, для чего младенец Христос явился миру, для нас это святое событие, начало нашего спасения и, зная об этом, в разгуле и пьянстве встречать новый год христианской совести непозволительно.



    Святой мученик Вонифатий

    1 января (19 декабря) — память святого мученика Вонифатия

    ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

    Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве ("в нечистоте валяшася и пияница бяше"). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.

    В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: "А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?". Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о прежде содеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу.

    В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жестоким пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения.

    Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзили под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову.

    Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа.

    Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых.

    Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как "растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением" сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей — пьянства и распутства.


    «Что значит раскаяться в грехах?» — спросили однажды авву Пимена. «Не делать более греха», — ответил великий старец. Тяжело удержаться от греха, но необходимо бороться. Нельзя унывать при новом падении, а возобновлять борьбу и не оставлять этого намерения всю жизнь. Бог увидит упорство и даст силу рано или поздно оставить этот грех. Господь осуждает не тех грешников, что борются с собой, но по немощи человеческой впадают в грех, а тех, кто отдался греху и страсти и не только не думает о борьбе с ними, но и не видит в них ничего плохого.
    Чтобы покаяние было истинным и достигало своей спасительной цели, нужно также прежние грехи заглаждать противоположными добродетелями. Это и значит приносить плоды покаяния.




    ...Как написано выше по молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей — пьянства и распутства...
    27 декабря 2008 - 08:51 / #2
  3. Оффлайн

    admin

    Администраторы

    Сообщений: 1100

    Симпатий: 15

    Дал обет - не пей!

    ОБЕТ ТРЕЗВОСТИ


    "Вино – глумливо, сикера – буйна, и всякий,
    увлекающийся ими, неразумен" (Пр.гл.20)

    1 января, когда после ночного празднования Нового года многие спят крепким сном, в храме святого благоверного князя Александра Невского после Божественной литургии по сложившейся доброй традиции совершается молебен святому Вонифатию с чинопоследованием Обета трезвости.

    Принятие Обета трезвости проходит всегда удивительно торжественно и благостно. Трепетно горят свечи, тихим сиянием залиты образа, молятся люди и свои скрытые от людей муки складывают к пречистым стопам Спасителя и Великой Заступницы Богоматери и на душе каждого становится легче.

    Напомним, что Обет трезвости – это обещание Богу пред крестом и Евангелием не употреблять спиртные напитки на определенный промежуток времени или на всю жизнь. В душах людей с принятием Обета усиливается желание быть лучше, измениться, загладить прежние грехи. Уча покаянию, преподобный Серафим Саровский говорил словами святого мученика Вонифатия: “Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе”, а страх Божий есть отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде, чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту: и тако рождаются начатки и разрастаются корни покаяния”.

    Иногда слышишь, как некоторые православные говорят, что Господь не любит клятв, зароков и обетов, и вообще “Обет - это же так ответственно, а вдруг не выдержишь?” Господь любит тех, кто дает обеты от всего сердца, и посылает им всяческую помощь, и укрепляет их Своею благодатию. Вспомните, как плакала святая праведная Анна о своем бесчадии, и лишь только вымолвила она Обет – отдать дитя свое Богу, как явился посланник - Архангел Гавриил и возвестил ей великую радость о рождении от нее Богородицы. Принятие Обета очень благотворно сказывается на душевном росте. Окрыленная обетом душа словно бы перелетает на высшие ступени своего восхождения к Богу. Среди принимающих Обет трезвости были не только сами страждущие от винопития и табакокурения, но и те, кто пошел на самоограничение ради своих родных, чтобы показать им пример воздержания, помочь своей молитвой.

    Почему молебен проходит именно 1 января? Потому что в этот день празднуется память святого мученика Вонифатия. Этому святому молятся об освобождении от пагубной привычки к винопитию и табакокурению.

    Так случается в православной истории, что те страсти, которые терзали всю жизнь того или иного угодника Божия, будучи омыты его мученическою кровью, делают святого угодника заступником и целителем от тех скорбей и страстей, которые он сам претерпевал. До принятия мученического венца святой Вонифатий жил в Риме и, как повествует о нем его житие, вел распутный образ жизни. Да, было греховное прошлое (“в нечистоте валяшеся и пияница бяше”), не все с юных лет были праведными.

    Но своим покаянием и подвигами Вонифатий снискал себе святость. Его пытали, избивали палками, предлагали поклониться языческим богам. Ему вводили иголки под ногти, вливали раскаленное олово в горло, бросали в котел с расплавленной смолой, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечистивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Так окончил свою земную жизнь мученик Вонифатий. Чудны, Господи, дела Твои!

    Каждый, принимавший Обет в храме в день памяти святого мученика, молитвенно обращался ко Господу, Пресвятой Богородице и к святому Вонифатию: “Помоги нам, угодник Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь нам гортань, уничтожь наше пагубное желание, освежи наша уста небесною прохладою, просвети наши очи, поставь на ноги на скале веры и надежды. Да поможет нам Господь стать на истинный путь, как помог сделать это святому мученику Вонифатию.”

    В настоящее время по потреблению алкоголя наша страна вышла на первое место в мире. Как сообщил в докладе “Алкогольная ситуация в России” главный научный консультант Центра алкогольной политики доктор медицинских наук А.В. Немцов, половина взрослых мужчин в России страдает от неумеренного потребления спиртного. Пьянство перешло все мыслимые границы. У нас практически нет трезвых людей. Приведем некоторые впечатляющие цифры. В Царской России 43 % мужчин в 1913 году были трезвенниками. В 1979 году таких мужчин оказалось 0,6 %. Женщин трезвенниц в Царской России было 90%, в 1979 году таких женщин оказалось 2,4%. Самое страшное в наши дни то, что запила женщина.

    Наукой всего мира установлено и горькой практикой подтверждено, что алкоголь бесспорно является клеточным ядом нервно-паралитического и нервно-токсического действия. Такое определение дано ему в Большой советской энциклопедии, в отечественном ГОСТе на этиловый спирт и в других отечественных и зарубежных источниках.

    Известный русский физиолог Н.Е. Введенский писал, что действие этилового спирта (этанола) на организм во всех содержащих его напитках (включая вино и пиво) сходно с действием типичных ядов. Алкоголь не просто яд – это яд наркотического действия. Алкогольная эйфория – это эйфория отравления.

    Сейчас достоверно известно, что первое пьющее поколение бывает испорченным нравственно и склонным к спиртным излишествам. Второе страдает обычным пьянством, приступами сильного гнева. У третьего распространены ипохондрия, меланхолия, самоубийства и убийства. В четвертом наблюдаются тупость, идиотизм, бесплодие. За все время существования России как государства люди так не пили, как пьют сейчас. Народ вымирает!

    Что же нам делать? Курение и алкоголизм – страсти духовные: по природе отравлять себя ядами человеку несвойственно. Будучи духовными болезнями, курение и винопитие врачуются соответствующими же духовными средствами. Поэтому припадем к матери Церкви, покаемся в наших грехах. И будем молиться Господу нашему, нашим святым.

    Как писал поэт Бехтеев:

    Не должен, не может
    Народ мой великий
    Бесовское рабство влачить,
    Он все одолеет, он все превозможет,
    Сумеет себя воскресить.
    Ведомый ко благу Господней десницей
    Сквозь дебри житейских невзгод.
    Он встанет, как Лазарь,
    Из смрадной гробницы
    И к Божьим стопам припадет.


    Праздник!
    ...праздник празднику рознь...
    Русское слово «праздник» происходит от слова праздно, то есть - без дела: когда сердце так переполнено небесной, торжествующей радостью, что нет места для обыденных, земных забот.
    далее весь текст (о праздниках): здесь
    27 декабря 2008 - 09:59 / #3
  4. Оффлайн

    admin

    Администраторы

    Сообщений: 1100

    Симпатий: 15

    Ещё одна статья:



    5 января 2009

    Рождество: календарный вопрос

    автор: протоиерей Максим Козлов , настоятель храма св. мц. Татианы

    ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

    Праздник Рождества Христова — древнейший христианский праздник и до IV столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником — Крещения Господня под общим наименованием Богоявления.

    Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, — пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова.

    Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос — по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам — в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января.

    Но в середине IV столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов III-IV столетия, этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря — это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом — умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

    Богослужения праздника Рождества содержат песнопения и чтения, составленные великими авторами-гимнографами Церкви, такими, как Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и другие. Среди особенностей, понятных и нецерковному человеку, можно выделить такие части, как кондак праздника «Дева днесь Пресущественнаго рождает», написанный святым Романом Сладкопевцем или ирмосы, т. е. заглавные строфы канона на утрене, которые начинаются словами «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!» и которые очень интересны тем, что это гимнографический парафраз слова на Богоявление, сказанного в IV веке святым Григорием Богословом.

    Богослужение Рождества Христова имеет несколько дней предпразднования, то есть приготовления, со 2 по 6 января по новому стилю. Завершается предпразднование в канун праздника, 6 января, днем, который называется «навечерие» или Рождественский Сочельник. По благочестивому обычаю этого дня верующие старались не вкушать пищу до первой вечерней звезды. Также есть многовековой обычай: первая рождественская литургия совершается ночью в воспоминание о том, как звезда вела древних мудрецов-волхвов к пещере, в которой родился Христос, и о том, что само это событие, как говорит нам Предание, совершилось ночью в присутствии пастухов и ангельских воинств.

    ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

    Весь христианский мир праздновал Рождество Христово 25 декабря по так называемому юлианскому календарю, установленному императором Юлием Цезарем в I веке еще до Рождества Христова. Этот календарь, несколько отличающийся от точного астрономического года, был откорректирован папой Григорием XIII в 1582 году. К этому моменту накопилась разность в десять дней между юлианским календарем и данными астрономического года. И вот в 1582 году после 4 апреля сразу было установлено перейти на 15 апреля, а затем раз в 128 лет набегает совокупная разность на еще одни сутки, и ныне разница между григорианским и юлианским календарями достигла 13 суток. Сразу следует сказать, что ни тот, ни другой календарь не являются абсолютно точными, и своя погрешность есть и в григорианском календаре.

    В Европе переход на григорианский календарь в католических странах осуществился, естественно, сразу же, поскольку это была инициатива Римского Папы, а в протестанских — очень постепенно: скажем, Англия перешла на григорианский календарь только в последней трети XVIII века. В России переход государственного календаря на григорианский произошел в 1918 году по соответствующим декретам советской власти.

    До 1918 года вся Россия жила по юлианскому календарю. Наша Церковь не переходит на новый стиль, руководствуясь тем, что, во-первых, при таком переходе неизбежны богослужебные утраты из-за того, что Пасхалия у нас в любом случае определяется не по солнечному, а по лунному календарю. То есть Пасха является переходящим праздником, который совершается независимо от этих дат солнечного календаря. И иногда получается так, что при очень поздней Пасхе Петровский пост сокращается почти до полного исчезновения, в любом случае оказывается меньше на 13 дней, что вряд ли можно считать приобретением для благочестия. И само соединение служб периода Великого поста со службами годового круга ведет к тому, что при этой сдвижке на 13 дней богослужение совершенно меняется.

    Собственно, каких-то других церковных резонов, отчего нам нужно переходить на новый стиль, трудно привести. Как правило, приводят два главных аргумента, один из них — быть, как весь остальной христианский мир. Но нужно ли Русской Православной Церкви в этом отношении стремиться уподобиться остальному христианскому миру в том, что, как справедливо замечает один современный писатель, Рождество переместилось из храма в супермаркет? Как раз напротив, очень хорошо получилось в последние годы в России: у нас западное Рождество, 25 декабря, является массовым стартом для предновогодних распродаж, покупки подарков, всего того, что связано с коммерческой стороной зимних торжеств, о коренном событии которых уже никто не вспоминает. А к православному Рождеству, 7 января, вся эта волна уже сходит, и те, кто желает праздновать Рождество, празднуют Рождество Христово, а не очередной повод для выпивки или трат на те или иные бытовые нужды.

    Второй резон — это то, что трудно справлять Новый год, проходя Рождественский пост. Довольно странный аргумент для человека, не чуждого церковности, потому что устав никак не запрещает нам ни служения новогоднего молебна, который происходит во всех православных храмах, ни тихой семейной радости общения за праздничным, хотя и постным столом в теплоте и взаимном приятии, ни дружеской встречи, которая будет именно встречей друзей, а не отрывом в ночном клубе или пьянкой. Так что все это не возбранено нам церковным уставом. А поставить себе Новый год после Рождества как возможность по полной «оторваться» — по крайней мере, сторонникам этой точки зрения нужно понять, что они могут ее придерживаться, но трудно побудить Церковь считать этот аргумент серьезным для перемены церковного календаря.

    ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

    В начале 20-х годов при Патриархе Тихоне под сильным давлением большевистской власти был издан его указ о переходе на новый стиль, но когда решительное большинство священства и церковного народа отказалось посещать богослужения по новому стилю и письменными и устными заявлениями засвидетельствовало святому Патриарху Тихону то, что они не принимают этого перехода, он в том же году этот указ отменил, и Русская Церковь вернулась к старому стилю, который употребляет и поныне.

    В православном понимании главным праздником является Воскресение Христово, в западной же традиции — Рождество. Не как какую-то несомненную данность, а скорее как тенденцию можно здесь увидеть то, что Православию более свойственно переживание Церкви как Тела воскресшего Христа, в котором все мы реально соединены благодатью Святого Духа. И поэтому событие Воскресения Христова, событие, когда Новый Завет становится реальностью не только для окружавших Спасителя учеников, но и для бесчисленного количества людей, которые входят в Его Церковь как клеточки одного организма, на Востоке является главным праздником. Западу же скорее было свойственно, особенно в Средние века, понимание следования за Христом, подражание Ему. Не случайно название одного из главнейших аскетических и мистических трактатов Средневековья — трактата Фомы Кемпийского — «Подражание Христу», то есть повторение тех или иных Его поступков в земной Его жизни. И вот отсюда такое пристальное внимание не к тому, что дано нам в Его спасительной Плоти, Его подвигу ради Церкви, а к тому, что происходило со Спасителем в дни Его земной жизни. И понятно, что начальными, центральными и одновременно более тщательно исторически описанными событиями являются события Рождества.

    Средневековый богослужебный театр, широко распространенный на средневековом Западе, на Востоке тоже существовал в виде так называемого пещного действа, где воспоминаются спасение отроков в пещи — ветхозаветное событие, которое является главным прообразом Рождества Спасителя, и прочее… На Западе больше было такого драматического околобогослужебного элемента, но это, пожалуй, общий элемент средневековой культуры.

    источник: Татьянин день

    6 января 2009 - 13:33 / #4
  5. Оффлайн

    igorweb

    Посетители

    Сообщений: 1

    И католики, и православные празднуют Рождество в одну и ту же дату - 25 декабря. Но эта дата берётся по разним календарям. В календаре григорианском она наступает на 13 дней раньше, чем в календаре юлианском. Так же как и Новый год... http://inf-armed.at.ua/index/0-8

    Дело не в дате (25 декабря - каноническая дата, которая признаётся православными), а в календаре: какой календарь правильный... http://inf-armed.at.ua/index/0-9 но это больше вопрос церковно-политический. Мы свои дни рождения празднуем по новому календарю, а Рождество Христово по старому... :(
    27 июля 2010 - 11:55 / #5
  6. Оффлайн

    admin

    Администраторы

    Сообщений: 1100

    Симпатий: 15

    В канун Нового года пишут соответствующие статьи: подводят итоги, поздравляют "с наступающим!" и т.д. И вот одна статья меня заинтересовала "тайной времени".

    Вот она:... и важные моменты я выделил красным цветом

    С Новым годом, с новым счастьем!

    Протоиерей Александр Шаргунов, Русская народная линия
    30.12.2010

    В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. Проявляя христианскую любовь и рассудительность, и в таких случаях для православного человека нормально сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина. Мы совершаем благодарственный молебен накануне гражданского Нового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, - говорят они, - у нас другое время, и Новый год может наступить по «старому стилю» - только 14 января».

    Протоиерей Александр ШаргуновКогда-то ведь Новый год в России праздновали 1 сентября, и совпадал он с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января, как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет Нового года именно с него.

    Празднование Нового года - это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

    Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все время освятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю - 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.

    В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того, что делается с нами сегодня.

    С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другой. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того, чтобы устремляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.

    И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ - не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но - с полной утратой благодатной вечности.

    Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по гражданскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» - богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.

    Жизнь христианина проходит в двух измерениях - во времени и в вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее - в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости. Когда в душе нет праздника, говорят святые отцы, ничем внешним праздника не создашь. Сколь часто люди живут по принципу: как «убить» время; а смысл жизни христианина - как время оживить.

    В связи с этим задумаемся сегодня о тайне времени. У святых отцов есть одно интересное рассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки человеческой жизни. Эта тайна заключается в том, что время, в котором живет человечество, лишено связи с вечностью, и дни не имеют благословения Божия. Это происходит с людьми, которые не знают Бога. И с теми, кто участвует в церковных праздниках, но чисто внешне. И даже с теми, кто когда-то прикоснулся к благодатной жизни, но она не заполнила все его существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в каждом человеке.

    Вначале Адам, который имел все, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один. Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье. А когда людей на земле стало много, скука только увеличилась. Что произошло в результате этой скуки? Вначале было грехопадение человека, затем - падение человечества в Вавилонское столпотворение.

    Падение произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью, которую дает ему Господь.

    Человек пытается заполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или каким-то другим грехом, даже самым мерзким. И чем больше он ее заполняет, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти даже до состояния безумия. Один священник рассказывал о человеке, который покончил с собою только потому, что ему стало невыносимо каждый день делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делать завтра: снова вставать, снова умываться, снова одеваться. Когда последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек может прийти в состояние беспросветного отчаяния.

    Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание. Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!

    Например, воскресенье. Для христианина - это день, когда Господом была совершена победа над смертью, царствующей во времени. Это наше приобщение к вечности.

    А для большинства людей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» - всего лишь день отдыха от работы, мертвое время. Но природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить отсутствие радости в своей жизни, он находит ее, например, в вине. Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает. Это обретает иногда безумные формы. Почему происходит сегодня по существу спаивание нашего народа и нет никакого этому сопротивления? Потому что без Бога люди не могут ни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же объяснение, почему так распространяется всюду грех растления.

    В день гражданского Нового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной. Только это может поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но пока не будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом времени.

    Дай Бог, чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти, не цепенели от страха, как люди, не знающие Христа, а наполнялись радостью от того, что мы приближаемся ко встрече с нашим Господом. Чтобы слова «С Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас не ложно. Потому что они означают новизну той вечной нетленной, нестареющей жизни, которую дает нам Господь во времени и открывает ее во всей полноте в вечности. С Новым годом всех поздравляем, с новым счастьем!
    Источник: Русская линия
    30 декабря 2010 - 15:08 / #6
Создано тем
3209
Всего сообщений
30973
  • Яндекс.Метрика